В конце июля завершилась Европейская олимпиада по физике, по итогам которой российские школьники завоевали 5 медалей: 3 золотых, 1 серебряную и 1 бронзовую медали. В этом году мероприятие впервые состоялось в дистанционном формате. Об успехах сборной команды и о том, как проходит подготовка к всероссийским и международным состязаниям, рассказал серебряный призер Федор Оксаниченко.
Когда стали известны даты проведения Европейской олимпиады по физике, мы практически сразу начали интенсивную подготовку. Она проходила в необычном и новом для нас формате – онлайн. В 10 утра мы получали комплект задач, а уже в 16:00 присылали готовые задания преподавателям. После этого мы с тренерами разбирали решения, иногда нам давали только подсказки, чтобы мы могли самостоятельно перерешать задачи и прийти к правильному решению. Такая подготовка у нас длилась более двух недель.
В предыдущих олимпиадах уровень сложности был немного ниже. Нашу команду готовили к формату Азиатcкой и самой Международной олимпиады. В таком формате присутствуют задачи, которые состоят из большого количества подпунктов. Каждый подпункт не очень сложен, важно решать технично и очень быстро, чтобы уложиться в выделенное время. Но формат Европейской олимпиады отличается от других состязаний. Здесь даются задачи не на скорость, а на идею. Нужно придумать одну или несколько сложных идей, без которых решение невозможно. По такому формату очень близка всероссийская олимпиада.
Всероссийская олимпиада по физике начинается с 9 класса, победа на ней позволяет получить льготы или поступить в вуз без вступительных экзаменов. В 8 и 7 классах есть аналог – олимпиада им. Дж. К. Максвелла. Вот на олимпиады Максвелла я, к сожалению, в 7 и 8 классе не прошел. В 8 классе вышел на отборочный, но взял там призера. Я усиленно занимался летом и в 9 классе я уже был достаточно готов, чтобы победить на региональном этапе и поехать на всероссийскую олимпиаду по физике. В 10 классе я одержал победу на заключительном этапе всероссийской олимпиады по физике, став 7-м из 9 победителей.
Свою олимпиадную карьеру я начал с математики, потому что она стартует раньше других олимпиад, с 5 класса. Однако, математика показалась мне слишком далекой от реальной жизни. После математики я решил попробовать себя в физике. Наверное, мне повезло с учителем, который смог увлечь меня предметом. Я загорелся, мне захотелось изучать физику более детально и углубленно. Затем начал участвовать в олимпиадах по физике, стал занимать места и решил заняться этим усиленно.
Мои родители меня поддерживали и поддерживают до сих пор. Особенно ярко это проявлялось на раннем этапе. В самом начале, когда ты не уверен, получится у тебя или нет, как сложится этот путь, безусловно, очень важна поддержка близких. Она помогает усиленно заниматься, внушает веру в себя. Когда ты достигаешь уже определенного уровня и уверенней себя чувствуешь на олимпиаде, поддержка родителей, конечно, приятна и важна, но уже не играет такой значительной роли.
Любая олимпиада – это больше спорт, чем наука. Для успешного выступления на состязаниях нужно много решать олимпиадных заданий предыдущих лет. Это, действительно, надежный и действенный способ. Ну и конечно, в олимпиадах важно не только усердие, нужны хорошие способности, важно развивать в себе талант.
На данный момент я еще не определился с направлением моего дальнейшего развития. Именно поэтому я поступил на факультет МФТИ-ЛФИ. На этом факультете я смогу выбирать из множества различных путей, и что самое главное, смогу получше узнать о каждом из них.
Участие сборных команд России в международных интеллектуальных состязаниях 2020 года организует Российский университет дружбы народов. Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний.
Источник: