Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению курсов английского языка

В настоящее время очень популярна дистанционная форма обучения, с помощью которой можно изучить не только английский язык, но и даже получить высшее образование. Дистанционное обучение в Вузах Москвы позволяет получать знания, при этом сильно экономив время, и имеет также много других преимуществ. Узнать подробнее про обучение можно на портале Академии дистанционного образования www.ecvdo.ru.

В связи с разработкой алгоритма учебных программ встает и вопрос о современных требованиях к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Это имеет непосредственное значение для понимания современных требований к содержанию и формам развития непрерывного языкового образования и кадровому росту тех, кто его обеспечивает. Ключевыми в данной связи представляются следующие вопросы.

Что входит в понятие научно-методического и учебно-методического обеспечения курсов и всегда ли требования к их обеспечению соблюдаются в практике отечественного образования?

Как требования к разработке учебно-методического обеспечения курсов корреспондируются с требованиями к кадровому росту учителей средней и высшей школы? У Как современные требования к научно-методическому и учеб- но-методическому обеспечению курсов согласуются с требованиями современной парадигмы образования и стремлением обеспечить достаточный уровень учебной мотивации и независимость учащихся, их готовность к решению разнообразных проблем?

К научно-методическому обеспечению курсов можно отнести программный продукт, к учебно-методическому обеспечению относят все те материалы и ресурсы, без которых невозможно обеспечить реальное внедрение и использование данных программ в практике образования в его различных формах. На практике создание учебно-методического обеспечения невозможно без научно-методического компонента и наоборот, поэтому в педагогической литературе эти термины часто употребляются как взаимозаменяемые.

Приведем перечень материалов, которые в совокупности составляют комплекс научно-методического и учебно-методического обеспечения курсовых программ.

  1. ГОС/ГОС ВПО. Процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений во многом зависят от того, насколько качество образовательных услуг данного учебного заведения (и, следовательно, качество учебных программ) отвечает требованиям государственных образовательных стандартов. Это те документы, которые на федеральном уровне обеспечивают отбор минимального содержания и минимальных требований к уровню подготовки выпускников школ/педагогических вузов и университетов. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что, по определению, стандарт — это есть не что иное как минимальные требования и минимальное содержание. В любом государственном стандарте есть как минимум три компонента: федеральный, региональный, школьный/вузовский. Два последних обеспечивают несколько уровней свободы для реализации специфических задач обучения в любом учебном заведении при условии, что разработчики учебных и авторских программ умеют пользоваться предоставленными им возможностями.
  2. Учебные программы (примерные, учебные, рабочие, авторские).
Читайте также  5 неочевидных способов улучшить жизнь

Федеральные и региональные программы также чаще всего бывают примерными, но при этом именно данные программы позволяют обеспечить единство образовательного пространства на территории России. Их учет при разработке конкретных учебных программ для школ и вузов задает определенные рамки и дает необходимые ориентиры для составителей программ.

Учебные программы определяют границы изучения предмета в континууме, от начала и до конца всего периода обучения, на весь курс, который предполагает выдачу определенного итогового документа (сертификата, диплома и т. д.). Именно поэтому в учебных программах можно не детализировать содержание обучения по годам, семестрам, тематическим блокам и т. д.

Рабочие программы можно рассматривать как аналог тематического планирования курса. Это тот документ, который жестко дозирует учебный материал курса по учебным блокам, в соответствии с реальным количеством учебных часов, исходя из специфики учебного контекста в данном учебном заведении. Очевидно, что любая гимназия, лицей, вуз, кафедра должны разрабатывать свои рабочие программы, отвечающие их специфическим условиям и статусу, контингенту учащихся и преподавателей.

Разработка и внедрение новых образовательных стандартов для средней школы, особенно для профильного этапа, предполагает создание целого пакета программ элективных курсов, которые и будут обеспечивать вариативность и подлинное многообразие профильной и предпрофильной подготовки выпускников средней школы.

На уровне вуза аналогичные тенденции связаны с потребностью в обеспечении разнообразия программ специализаций в рамках выбранных профессий, что также пока для многих вузов остается задачей завтрашнего дня в силу ряда причин.

Требования к разработке школьных и вузовских программ напрямую связаны и с управлением профессиональным ростом и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава вузовских кафедр и школьных методических объединений учителей-предметников. В основу нового проекта аттестации учителей и преподавателей английского языка (Аттестация, 2001) положен функциональный подход к определению уровня профессиональной компетентности специалиста. Для учителя средней и высшей школы характер профессиональной деятельности будет определяться спецификой образовательной среды и варьироваться в зависимости от характера деятельности в ней. Тем не менее и для школьных учителей английского языка, и для вузовских педагогов в профессиональной деятельности выделяют такую обязательную функцию как научно-методическая деятельность.

Для тех, кто претендует на первую категорию учителя в школе, а также на должность доцента в вузе, одним из показателей их соответствия 13-14 разряду является их готовность и способность (что и составляет суть понятия компетенция) разработать авторскую учебную программу.

Источник: madam-sekret.ru

Читайте также  Выбор светильника в гостиную
Домашние хитрости